------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ПЕРВОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ
      СОБОРА ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ


Послание
      архиепископа Калининского и Кашинского АЛЕКСИЯ
      клиру и мирянам епархии


       В древней Тверской земле за многие столетия ее бытия и существования в ней Тверской епархии Русской Православной Церкви Господь воздвиг людей, прославившихся святой жизнью — святителей, преподобных, праведных, благочестивых князей— патриотов своей Отчизны, сре¬ди которых особенно выделяется святой князь-мученик Михаил Ярославич Тверской, положивший жизнь свою мученически за свой народ 22 ноября 1318 года в Орде.
       Среди жен особо почитается благоверная великая княгиня преподобная Анна Кашинская — супруга князя-мученика Михаила Тверского.
       Прославление святых Тверской епархии устанавливалось Святой Церковью каждому отдельно, в разное время, по мере обретения святых мощей их и явления чрез них милости Божией верующему народу, благодаря молитвенному предстательству святых пред Богом за свой народ. Некоторые праведники, богоугодно пожившие на земле, почитаются местно, а о некоторых из них не творится память совершенно.
       Поэтому нами возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом совершать память ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ ТВЕРСКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен удовлетворил наше ходатайство и благословил совершать память Всех святых земли Тверской в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
       В настоящем, 1979 году в храмах Калининской (бывшей Тверской) епархии будет совершаться молитвенная память в честь Всех святых земли Тверской впервые.
       Призываю священнослужителей, церковнослужителей и всех верующих вознести свои молитвы Всем святым земли Тверской и, подражая их вере, благочестию, любви к земной Отчизне своей, проводить жизнь, подражая вере их, благочестиво, нравственно, честно; быть патриотами своей великой Родины и каждому, по мере сил и возможностей, служить делу мира на земле. В чем да поможет нам Господь Бог по молитвам Всех святых, в земле Тверской просиявших. Молитвами, Господи, Всех святых Тверских, Твой мир подаждь нам, благослови ны и спаси души наша.
       Божие благословение да будет со всеми вами.
АЛЕКСИЙ, архиепископ Калининский и Кашинский
      5 июля 1979 года,
      г. Калинин
.         


Праздничное богослужение
      в кафедральном соборе


      В субботу 14 июля и в Неделю 5-ю по Пятидесятнице 15 июля 1979 года в Свято-Троицком кафедральном соборе (называемом «Белая Троица») в г. Калинине (бывшей Твери) совершалось первое празднование Собору Тверских святых. Празднество установлено Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом по прошению архиепископа Калининского и Кашинского Алексия.
      Самый праздник существовал лишь в начале XX века и носил местный характер. В 1904 году архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным; † 17 марта 1908) было совершено освящение престола в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора.
      Приснопамятный Владыка Димитрий, «муж великого ума», обращаясь с словом поучения к богомольцам в день освящения храма, в частности, отметил существование в то время изображения Собора Тверских святых: «В здешнем кафедральном соборе с давних времен находятся большие иконы, изображающие святых Киевских, Новгородских и Московских. В недавнее время к ним присоединена и икона Собора Тверских святых, собирание сведений о которых началось с 1897 года. В подобных иконах писались все, не только прославленные, но и местночтимые подвижники благочестия».
      Владыка Димитрий не сказал о богослужебной практике почитания Собора Тверских святых. Надо полагать, что до Владыки Димитрия богослужение Собору Тверских святых не совершалось, но почитание их выразилось лишь в написании иконы Собора Тверских святых. Думается, что это было началом их будущего почитания.
      Подтверждением тому служат следующие слова Преосвященного Димитрия: «Кафедральный собор в каждой епархии служит центром, объединяющим церкви всей епархии, собирающим в себе всех православных чад, обитающих в той или другой губернии; в нем священнодействует архипастырь местной Церкви и молится за всю паству свою. Поэтому и совокупное чествование собора святых, прославленных Вселенскою Церковью, и местночтимых угодников Божиих должно быть сосредоточено при кафедральных храмах, именуемых обычно соборами... И тверской кафедральный собор собрал воедино всех святых своей области для торжественного чествования памяти их по примеру матери русских градов». Служба Собору Тверских святых, дошедшая до нас в рукописи, составлена, предположительно, архиепископом Димитрием.
      Архиепископ Калининский и Кашинский Алексий составил новый текст службы Всем Тверским святым. Предполагается составить акафист и молитву Собору Тверских святых. Попечением архиепископа Алексия празднование Собору святых Тверского края будет совершаться не только в кафедральном соборе, но и по всей епархии.
      Накануне праздника Собору Тверских святых, 14 июля 1979 года, за всенощным бдением пели два хора: смешанный и мужской, состоявший из клириков и иподиаконов под управлением Высокопреосвященного Алексия. Служба совершалась воскресная с соединением службы Всем Тверским святым, написанной архиепископом Алексием.
      Мужской хор исполнял стихиры на «Господи, воззвах», воскресный прокимен, молитву «Сподоби, Господи» киевского распева, просительную ектению, литийные и стиховные стихиры, тропарь Всем Тверским святым. «Бог Господь», тропарь Тверским святым и Богородичен пел также мужской хор. Архиепископ Алексий с сонмом священников и диаконов вышел на середину храма, к иконе Всем святым, в земле Тверской просиявшим, на полиелей.
      Впервые в истории Тверской (Калининской) епархии было пропето величание:
      «Величаем вас, святителие Христовы, мученицы, за веру Христову и Отечество пострадавший, преподобнии, праведнии и вси святии, в земли Тверской просиявший, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».
      Владыка Алексий читал канон и участвовал в пении катавасии. После канона был исполнен светилен Тверским святым композиции архиепископа Алексия. Хвалитные стихиры, воскресный тропарь, сугубую и просительную ектений исполнял мужской хор.
      Перед каноном архимандрит Виктор прочитал Послание архиепископа Алексия клиру и мирянам Калининской епархии (см. с. 15).
      В самый праздник в 10 часов утра в кафедральном соборе торжественно был встречен архиепископ Алексий. За Божественной литургией архиепископу Алексию сослужили причт собора и благочинные храмов Калининской епархии.
      После Евангелия архиепископ Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха Пимена (см. «ЖМП», 1979, №9, с. 4. — Ред.).
      По запричастном стихе архимандрит Виктор прочитал Послание архиепископа Алексия. За литургией псаломщик Богоявленского храма в г. Вышнем Волочке Александр Мискин был рукоположен во диакона к тому же храму. Был отслужен молебен святым Тверской епархии и совершен крестный ход вокруг собора. В храме верующим народом было пропето величание. Диаконы возгласили уставные многолетия.
      В тот же день за вечерним богослужением был прочитан акафист святителю Тверскому Арсению. В день праздника архиепископ Алексий получил поздравительную телеграмму от митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии.
      Его Святейшеству и Высокопреосвященному митрополиту Алексию архиепископом Алексием были отправлены ответные телеграммы.
       * * *
      Город Тверь впервые упоминается в древних документах под 1134—1135 гг. Тверское княжество существовало самостоятельно с 1246 по 1485 год, а затем оно вошло в состав Московского государства. Древний Тверской край, вероятно, был просвещен светом христианского учения еще во времена святого равноапостольного князя Владимира († 1015). Бабка князя Владимира святая равноапостольная великая княгиня Ольга († 969) после своего крещения (955 г.) распространяла Христову веру в пределах Псковского края, примыкавшего к Тверской земле.
      В числе первых подвижников Киево-Печерского монастыря был преподобный Исаакий, родом из Торопца, которого, как угодника Божия, свято чтили на его родине. В Преображенском храме в г. Осташкове был придел, посвященный его имени.
      Сын святого князя Владимира святой страстотерпец князь Муромский Глеб (†1015) по примеру отца распространял христианство в своем княжестве — в Муромской земле и бывал в окрестностях г. Твери. О раннем распространении христианства на территории Тверской епархии свидетельствует сказание о Борисоглебском монастыре в г. Торжке. Этот монастырь основал в XI веке на берегах р. Тверцы преподобный Ефрем, служивший в дружине святого благоверного князя Ростовского Бориса († 1015), сына святого князя Владимира. Со временем монастырь стал средоточием евангельского просвещения местного населения.
      Уже в XIII веке число христиан в Тверской земле было столь значительно, что назрела необходимость открытия святительской кафедры в Твери.
      С образованием Тверской епархии в 1271 году и открытием кафедры в Твери христианство приобрело устойчивое положение. Успешной была деятельность ее архипастырей, которые были просвещенными людьми, достойными учителями и проповедниками Христова учения. Некоторым святителям, среди которых особое место занимают епископ Тверской Симеон I (†3 февраля 1289) — первоначальник Тверских святых, епископ Тверской Арсений (†2 марта 1409), епископ Феодор II, прозванный «Добрым» († 20 марта 1367), пришлось управлять епархией в трудное время, когда Русь была охвачена междоусобицами князей и находилась под монголо-татарским игом. Они любили свое отечество и прилагали усилия к тому, чтобы примирить враждующих между собой князей и подвигнуть на свержение ненавистного монгольского ига.
      В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более сорока угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями Тверской Церкви, но, как говорит Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании, они «были причастны к ней по происхождению, либо по кончине». Многие из них жили в миру и строго выполняли великие заповеди христианской жизни, всецело отдавали себя на служение Богу и отечеству, иные оставляли мир и удалялись в пустыни, проводя жизнь в строгом уединении и безмолвии или устраивая иноческие обители.
      Преподобный Аркадий Новоторжский, ученик преподобного Ефрема. Составлены ему служба и акафист. Скончался в г. Торжке около 1053 года. День памяти 13/26 декабря (см. «ЖМП», 1977, № 7, с. 66—75).
      Святой благоверный великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович. Родился в 1189 году. Основатель Нижнего Новгорода (ныне г. Горький). Был убит в битве с татарами в пределах Тверского княжества (нынешний Кашинский район) в 1238 году. Святому князю Георгию составлена служба. День памяти 4/17 февраля.
      Святой благоверный Василько (Василий), князь Ростовский. Родился в 1209 году. В 1218 году стал первым князем Ростовским. В 25 км от Кашина был убит в 1238 году из-за отказа принять татарские обычаи. В русских летописях о нем говорится как о человеке благородном и благочестивом.
      Благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга княгиня Ржевская Агриппина. Жили и скончались в Серпухове в XIII веке. День памяти 25 июня/8 июля (память святых благоверных Петра и Февронии Муромских).
      Блаженный Константин Новоторжский. Существуют противоречивые сказания о блаженном Константине. Неизвестно, когда он жил. Юродство, как особый подвиг Христа ради, на Руси известен с XIII века, оно особенно было распространено во времена царя Иоанна Васильевича IV, Грозного. Вероятно, в это время и жил блаженный Константин. Есть предположение, что он родился в г. Торжке.
      Особое значение для Тверской епархии имело княжение святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича.
      Вся жизнь князя Михаила явилась подвигом любви к своему отечеству, родному городу и народу. Он был учителем истинной веры, всей своей жизнью напоминал о необходимости твердо хранить законный порядок в отечестве. Невзирая на смертельную опасность, святой князь всегда мужественно становился на защиту законных прав и безопасности вверенного ему удела.
      На долю князя выпало трудное время. Жестокость монгольского ига, насилие, бесправие царили в Русской Земле. Крепко любил князь Михаил Тверскую землю, благоустраивал ее и ограждал от посягательств врагов. Он примирял враждовавших между собой князей и этим водворял спокойствие, столь необходимое в те тяжелые времена.
      В Орде его принуждали изменить вере, отречься от Христа. «Если бы мне, — говорил князь, — известно было, что я проживу тысячу лет и каждый день буду умирать по тысяче раз мученической смертью, и тогда бы не отказался от Христа моего». Перед мученической кончиной он исповедовался и причастился Святых Христовых Тайн. Святой князь Михаил был убит в Орде 22 ноября 1318 года, 48 лет от роду. Церковь причислила благоверного князя к лику святых (см. «ЖМП», 1958, с. 68).
      Другом и верным соработником в богоугодных делах князя Тверского Михаила была его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь князя Ростовского Димитрия Борисовича. В 1294 году вступила она в брак, через 25 лет овдовела. В Софийском Тверском монастыре в 1319 году она приняла монашеский чин с именем Евфросиния, а в Кашине, в Успенском женском монастыре, построенном для нее, приняла схиму с прежним именем Анна и там скончалась 2 октября 1338 (или 1368) года.
      Ей составлены канон на обретение мощей (21 июля 1649 г.) и служба на перенесение мощей (12 июня 1650 г.).
      Святитель Моисей (в миру Митрофан), архиепископ Новгородский и Псковский. Родился в Новгороде. В ранней юности вступил в братство Тверского Успенского Отроча монастыря, где был пострижен в монашество. По просьбе родителей возвратился в Новгород и поселился в Колмове монастыре. Был рукоположен во иеромонаха, вскоре возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Юрьева, что близ Новгорода, монастыря.
      В 1325 году был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа, но из-за невзгод удалился в Троицкий монастырь в Коломцы. В 1352 году он вторично вступил в управление Новгородской епархией. В 1360 году вышел на покой.
      Скончался в Сковородском Михайловском монастыре 25 января 1362 года. В честь святителя Моисея составлены служба и акафист.
      Святая благоверная княгиня Вяземская Иулиания. Отличалась дивной красотой. Была благочестива, являла собой образец супружеского целомудрия. Убита князем Юрием Святославовичем 21 декабря 1406 года в Торжке. Память святой Иулиании совершается также в день обретения ее мощей — 2/15 июня (1819 год). Ей составлена служба.
      Святой благоверный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич. Прозван «Красным» за красоту и прекрасные душевные качества. Скончался в 1441 году.
      Преподобный Варсонофий. Известны скупые данные о нем. Он был старшим братом преподобного Саввы Вишерского, игумена Саввина монастыря. Был игуменом этого монастыря в течение пяти лет. Знал наизусть Священное Писание. Скончался раньше своего брата - преподобного Саввы († 1461).
      Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. Родом он из г. Кашина Тверской епархии. В юности проходил послушание в Саввиной пустыни, был в ней игуменом, но затем удалился на Святую Гору Афон. По возвращении с Афона поселился на берегу р. Вишеры, в 10 верстах от Новгорода, где положил начало Вознесенскому (Саввино-Вишерскому) монастырю.
      Скончался 1 октября 1460 года. Преподобному Савве составлены служба и акафист (см. «ЖМП», 1968, № 10, с. 58).
      Преподобный Савва, основатель Сретенского монастыря Тверской епархии. Более пятидесяти лет был настоятелем в разных монастырях Тверской епархии. Скончался в 1467 году.
      Преподобный Макарий, игумен Калязинский. Родился в с. Гридщше в 10 км от г. Кашина. Был женат, овдовел и в Никольском Клобуковом монастыре в г. Кашине принял монашество. Затем поселился в 10 км от Кашина, где была основана им Свято-Троицкая обитель, названная Калязинской. Скончался 17 марта 1483 года в глубокой старости. Преподобному Макарию составлены служба и акафист. Обретение мощей совершилось 26 мая 1581 года.
      Преподобный Ефрем (в миру Евстафий) Перекомский, Новгородский чудотворец. Родился в 1412 году в г. Кашине. В течение четырех лет нес послушание в Калязинском Свято-Троицком монастыре, а затем вступил в братство обители преподобного Саввы Вишерского, где в 1437 году принял монашество. На озере Ильмень основал монастырь, названный Перекомским (или Перекопским). Скончался 26 сентября 1492 года. Служба преподобному Ефрему (на 16 мая — перенесение мощей, 1545 г.) составлена на основе службы преподобному Савве Вишерскому.
      Преподобный Нектарий Бежецкий. Он основал в г. Бежецке Введенский монастырь. Скончался в 1494 году (по другим данным — 1490 или 1492 г.).
      Преподобный Савватий. Он был основателем Сретенского монастыря на р. Орше близ Твери, названного его именем — Савватиевым. Подвизался в XV веке и был строгим подвижником.
      Преподобный Евфросин. Ученик преподобного Савватия, основателя Оршинского Савватиева монастыря, и преемник по управлению его обителью. 60 лет подвизался в Савватиевой пустыни. Время кончины точно неизвестно (предполагают — XV век, возможно, не позднее 1460 года).
      Преподобный Паисий Угличский (в миру Павел). Племянник преподобного Макария Калязинского. После смерти родителей перешел к дяде в Свято-Троицкий Калязинский монастырь, где проходил послушание под его руководством. Основал Покровский Угличский монастырь, где скончался 6 июня 1504 года 107 лет от роду. Преподобному Паисию составлена служба.
      Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский). Родился он в 1440 году, 20-ти лет поступил в Боровский Пафнутиев монастырь, где принял монашество. После кончины преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477) преподобный Иосиф управлял этой обителью. Он воспринял опыт иноческого подвижничества других обителей, посетив Саввин, Савватиев монастыри и другие обители Тверской епархии. В 1479 году, по благословению Новгородского архиепископа, основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где ввел строгий монашеский устав.
      Скончался 9 сентября 1515 года. В честь преподобного Иосифа составлены служба и акафист. Память его также совершается 18 октября (см. «ЖМП», 1965, № 9, с. 65).
      Преподобный Корнилий, чудотворец Комельский. Родился в Ростове, детские годы провел в Москве. После смерти родителей принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре, где в течение двадцати лет проходил различные послушания. Подвизался в Савватиевом скиту Тверской епархии. В 1497 году основал Вологодский Комельский Введенский монастырь, названный Корнилиевым, где пребывал в безмолвии. Был строг в исполнении Устава, но добр в отношении к людям. Некоторое время пребывал в Троице-Сергиевой обители (ныне — Лавра), а по возвращении в Комельский монастырь жил в затворе, где скончался 19 мая 1537 года в глубокой старости. Преподобному Корнилию составлена служба.
      Преподобный Нил, Столобенский чудотворец. Он был известен не только в Тверской епархии, но и за ее пределами. В 1509 году он принял монашество в Иоанно-Богословской обители преподобного Саввы в Крымицах, где около 10 лет провел в монастырском общежитии, а затем переселился на р. Серемху (ныне Осташковский район) и проводил строгий образ жизни.
      Преподобный в 1528 году основал Нилову Столобенскую пустынь на о. Столобное на озере Селигер. В этой пустыни он не пользовался постелью, а опираясь на два костыля, предавался весьма краткому сну. Скончался преподобный 7 октября 1554 года. В Знаменском храме в г. Осташкове покоятся его честные мощи. Обретение мощей совершилось 27 мая 1667 года. Преподобному Нилу составлены служба и акафист (см. «ЖМП», 1967, № 5, с. 56).
      Преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис). Один из самых известных церковных и общественных деятелей, проживший около 20 лет в Успенском Отроче монастыре Тверской епархии.
      Родился он в г. Арта в Албании около 1480 года. Получил хорошее богословское и философское образование, учился у лучших учителей во Флоренции, в Венеции, Ферраре и в Париже. В 1507 году вступил в братство Ватопедского Благовещенского монастыря на Святой Горе Афон, где около 10 лет занимался учеными трудами.
      В 1518 году был вызван в Москву и в Чудовом монастыре в течение 10 лет трудился над исправлением богослужебных книг и святоотеческих творений. Затем наступил долгий период непрерывных страданий. Из-за клеветы в 1525 году был удален в Симонов монастырь, а через некоторое время переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Все попытки защитить невинного страдальца от недоброжелателей были безуспешны.
      В 1531 году, по личной просьбе епископа Тверского Акакия, он был отправлен в Тверь в Успенский Отрочь монастырь, где епископом были созданы благоприятные условия для его научных работ. Через 20 лет он был перемещен в Троице-Сергиеву обитель (ныне — Лавра) по ходатайству настоятеля архимандрита Артемия, многих друзей и по личной просьбе. В Троице-Сергиевой обители прошла вся его остальная жизнь, здесь он и скончался в 1556 году. Погребен в храме в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В России им написано много сочинений и посланий, заключающих в себе достоверные сведения о религиозно-нравственном состоянии русского общества того времени.
      Преподобному Максиму составлены тропарь и кондак. Память совершается 21 января/3 февраля (см. «Богословские труды», сб. 11, с. 112— 119; сб. 12, с. 184—208).
      Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин), архиепископ Казанский и Свияжский. Родился около 1500 года в Радонеже. По зависти его сотоварищей был заключен в темницу, но через два года чудесным образом был освобожден и поступил в обитель преподобного Иосифа Волоцкого, где принял монашеский постриг. В 1542 году был избран игуменом Иосифовой обители. Был настоятелем около десяти лет и затем по болезни вышел на покой. В 1554 году был игуменом Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии и оставил о себе у братии добрую память.
      В 1555 году был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Деятельность святителя Гурия в Казанском крае, продолжавшаяся более десяти лет, была весьма плодотворной. Скончался 5 декабря 1563 года. Святителю Гурию составлена служба святителем Ростовским Димитрием († 27 октября 1709) на обретение мощей — 4 октября 1595 года. Перенесение мощей — 20 июня 1630 года.
      Святитель Акакий (Александр), епископ Тверской и Кашинский. Родился 15 марта 1482 года. Был пострижен преподобным Иосифом Волоцким и подвизался в его монастыре. В 1522 году был хиротонисан во епископа Тверского. Управлял Тверской епархией 45 лет и оставил по себе память как архипастырь святой жизни. В годы его правления Тверской епархией в заточении в Успенском Тверском Отроче монастыре находился преподобный Максим Грек. Скончался святитель Акакий 14 января 1567 года.
      Святитель Герман (в миру Григорий Федорович Садырев-Полев), архиепископ Казанский. Родом из г. Старицы в Тверской земле. В ранней юности в обители преподобного Иосифа Волоцкого принял монашество. В 1550 году был избран настоятелем Старицкого Успенского монастыря, а затем вновь возвратился в Иосифов монастырь, где проходил послушание простым иноком. С 1555 года местожительством его был Свияжский монастырь. В 1564 году был рукоположен во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.
      Скончался святитель в Москве 6 ноября 1567 года. Святителю Герману составлена служба. День памяти совершается также 23 июня/6 июля. Перенесение мощей совершилось 25 сентября 1595 года.
      Святитель Филипп (в миру Феодор Степанович Колычев), 2-й Митрополит Московский и всея Руси. Родился в 1507 году. Отличался строгим благочестием, хорошо знал Священное Писание. В 30-летнем возрасте в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре принял монашество и был там игуменом. 25 июля 1556 года был хиротонисан в Митрополита Московского. Пострадал в Тверской земле, хотя и не принадлежал ей по происхождению и жизни. За строгие обличения царя Иоанна Васильевича IV, Грозного предан несправедливому суду и сослан в Тверь.
      Был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 года в Успенском Отроче монастыре. Святителю Филиппу составлена служба. Память его совершается 9/22 января (см. «ЖМП, 1951, № 4, с. 41; № 6, с. 36; № 12, с. 50).
      Преподобный Арсений Новгородский. Родом из г. Ржева. Спустя пять месяцев после бракосочетания тайно ушел из родительского дома в Новгород, где занимался кожевенным делом. Принял монашество и построил обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Новгороде на берегу р. Волхов. Последние годы жизни пребывал в затворе.
      Скончался преподобный в 1570 году и погребен на месте его отшельнического подвига. Была составлена служба в его честь. День памяти — 12/25 июля.
      Святитель Варсонофий (в миру Иоанн Васильевич), 2-й епископ Тверской, чудотворец Казанский. Родился в Серпухове около 1495 года. С 1512 по 1515 год находился в плену у татар, где изучил татарский язык и ознакомился с мусульманством. Принял монашество в Московской Спасо-Андрониевой обители. Был игуменом Николаевского Пешношского монастыря Московской епархии. Строитель Спасо-Преображенского монастыря в г. Казани. В 1567 (1565?) году святитель Филипп, Митрополит Московский, возглавил его хиротонию во епископа Тверского. В период правления Тверской епархией святителем Варсонофием Малюта Скуратов лишил жизни Митрополита Филиппа, находившегося в заточении в Успенском Отроче монастыре.
      Святитель Варсонофий пребывал на покое в Спасо-Преображенском монастыре в г. Казани, где и скончался 11 апреля 1575 года. Ему составлены служба и акафист.
      Обретение мощей святителей Варсонофия, епископа Тверского, и Гурия, архиепископа Казанского, совершилось 4 октября 1595 года.
      Преподобный Трифон (в миру Митрофан) Печенгский, Кольский. Был основателем Трифонова Печенгского монастыря на Кольском полуострове. Родился, как предполагают, в г. Торжке (по преданию — в семье священника). Принял монашество и, по благословению архиепископа Новгородского Макария 31 декабря 1563; впоследствии — Митрополит Московский), ревностно трудился над обращением язычников, жителей Кольского полуострова, — лопарей в христианство. Изучил язык лопарей и многих из них крестил. Прожил на Печенге около 60 лет.
      Преподобный Трифон скончался 15 декабря 1583 года в глубокой старости. Память его совершается также 1 февраля (день его тезоименитства — память святого мученика Трифона). Преподобному Трифону составлена служба.
      Святейший Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси (в миру Иоанн). Родился в г. Старице (Тверская епархия). В юности вступил в братство Старицкого Богородичного (Успенского) монастыря, затем был избран настоятелем обители. В 1581 году хиротонисай во епископа Коломенского и вскоре назначен архиепископом Ростовским. В 1589 году был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Патриархом был около 16 лет.
      В 1605 году сторонники самозванца Лжедимитрия I заточили Святейшего Патриарха в Старвцкий монастырь, где он скончался в> 1607 году.
      В 1652 году останки Святейшего Патриарха Иова были перенесены в Москву и погребены в Большом Успенском соборе в Кремле.
      Святитель Феоктист, архиепископ Тверской. Был иноком, а затем — игуменом Болдина Троицкого Дорогобужского монастыря Смоленской епархии. В 1603 (или в 1604) году был хиротонисан во епископа Тверского с возведением в сан архиепископа. В 1609 году был убит поляками.
      Преподобный Антоний Леохновский. Родился он в г. Твери. Любил уединение и поселился в Рублево-Преображенской пустыни Новгородской епархии, где принял монашество. Преподобный Антоний был основателем Леохновского Спасского монастыря. Этот монастырь был закрыт в 1764 году.
      Скончался 85 лет от роду 14 сентября 1611 года, пробыв в монашестве 56 лет. Преподобному Антонию составлены тропарь и кондак. Память его совершается 17/30 октября.
      Преподобный Дионисий Радонежский, Троице-Сергиевой Лавры архимандрит. Родился в г. Старице (Тверская епархия). Был священником в храме в с. Ильинском, что в 15 км от г. Старицы. Овдовев, поступил в Старицкий Богородичный (Успенский) монастырь, где принял монашество. Около 1605 года был избран настоятелем и возведен в сан архимандрита. В 1610 году Святейшим Патриархом Ермогеном († 17 февраля 1612) был назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря (ныне — Лавра), где особенно проявилась его неутомимая деятельность по спасению Москвы, Церкви Русской и Отечества от нашествия иноземных захватчиков — польско-литовских полчищ. Перед кончиной принял схиму.
      Скончался в 1633 году. Мощи его пребывают под спудом в Серапионовой палате в Троице-Сергиевой обители. Память его совершается 12/25 мая. Преподобному Дионисию составлены служба, а также канон в его честь.
      Преподобный Антоний Краснохолмский. Был основателем Николаево-Антониева Краснохолмского монастыря, что в 4-х верстах от г. Красного Холма Весьегонского уезда (Тверская епархия).
      Скончался 17 января 1642 года.
      Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский. Родился, по преданию, в г. Кашине (Тверская епархия), где был приходским священником. В Свято-Троицком Макариевом Калязинском монастыре Тверской епархии принял иноческий образ. В 1628 году был возведен в сан архимандрита и назначен в Спасо-Андрониев монастырь в Москве, а затем в Рождественский монастырь в г. Владимире. В 1637 году был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита.
      Пребывал на покое в Калязинском монастыре, где и скончался в 1659 году. Был погребен в монастырском Троицком соборе (по другим источникам — в Успенском храме, что на Крутицах в Москве).
      Святитель Нектарий (в миру Николай Павлович Теляшин), архиепископ Тобольский и Сибирский. Родился в г. Осташкове (Тверская епархия). 12-ти лет поступил в братство Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии, где в 1601 году принял монашество. Впоследствии был избран настоятелем, с возведением в сан игумена. В 1634 (1636 ?) году был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан архиепископа.
      В 1640 году по болезни вышел на покой и поселился в Ниловой пустыни, настоятелем ко¬торой он считался до смерти. Перед кончиной принял схиму.
      Скончался в Москве 15 января 1667 года.
      Святитель Тихон (в миру Тимофей Савельевич Соколов), епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский. Родился в 1724 году. Близок Тверской земле великий святитель Тихон. В Твери был он настоятелем Успенского Отроча монастыря (1759 год) и ректором духовной семинарии.
      В 1761 году был рукоположен во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, и назначен настоятелем Хутынского Варлаамова Спасо-Преображенского монастыря. В 1763 году ему определено быть епископом Воронежским и Елецким. Управлял Воронежской епархией около пяти лет. По болезни вышел на покой.
      Скончался 13 августа 1783 года в Задонске в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре.
      Служба и акафист святителю Тихону составлены вскоре по открытии его мощей 25 мая 1861 года (см. «ЖМП», 1952, № 2, с. 48; 1975, №2, с. 67—75).
      Преподобная Параскева, игумения Ржевская.
      День памяти — 13 октября.
      Имена подвижников благочестия Тверской земли приведены по книге «Тверский патерик, краткия сведения о Тверских местночтимых святых», Казань, 1908. Там же дан снимок с иконы «Собор Тверских святых» (см. 6-ю стр. вкладки настоящего номера. — Ред.) и местночтимых в Тверской епархии угодников Божиих. Нами использованы также «Тверские епархиальные ведомости», 1904, № 20, с. 516— 518. В данной статье имена святых угодников Божиих расположены нами по хронологии — по датам кончин.
      В пределах Тверской епархии подвизались более 150 ревнителей благочестия, 155 имен приведено в алфавитном указателе Тверского патерика. Многим святым Тверского края не составлялись службы и в святцах не были показаны дни памяти их. Имеется около 20 печатных служб, некоторые из них вошли в состав месячных миней, часть прежде была издана отдельными книжками, другие не напечатаны.
       * * *
       Возблагодарим Милосердного Господа, дивно почивающего во святых Своих, благоволившего совершить празднество Собору Тверских угодников Божиих. Принесем сердечную благодарность Святейшему Патриарху Пимену за его отеческую заботу.
      Вместе с тем, мы обращаем слова нашей глубокой признательности Высокопреосвященному Алексию — Ангелу Калининской Церкви — древней Тверской епархии, положившему начало прославлению всех Тверских святых.
      Будем молиться подвижникам веры нашей — святым угодникам Божиим Тверской земли, чтобы освящение и радость, воспринятые в день их праздника, не угасали до конца дней наших.
      Будем пребывать в надежде, что все Тверские святые услышат наши молитвы, а нас, молящихся им, примут под покров свой и будут о нас ходатаями и молитвенниками перед Богом. Да исходатайствуют они пред Всещедрым Господом благословение всей российской пастве, всему Отечеству нашему, всему миру, да совершаем «тихое и безмолвное житие» «во всяком благочестии и чистоте».


       Публикуется по:
  • Первое празднование Собора Тверских святых. Журнал Московской Патриархии, 1979 г., №11, стр. 15-20. Иллюстрации на цветной вкладке между стр. 24-25.
  • Икона «Собор Тверских святых»
    Первое празднование Собора Тверских святых. Фотографии из ЖМП
    Первое празднование Собора Тверских святых. Фотографии из ЖМП

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2009 год

         «Сайт памяти митрополита АЛЕКСИЯ (Коноплева) (1910-1988)» является филиалом сайта Международного Некрополистического Проекта «ЦЕРКОВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ» .